Екатерина Мень о сверстниковом тьюторстве (фейсбучное): "Френды, возможно, помнят мое почти паническое объявление в самом начале августа. Накануне старта лагеря «Такой же другой» ко мне заехала руководитель и автор психолого-педагогической и коммуникативной программы лагеря Валентина Минакова, мы как-то осмотрелись, взвесили и, поняв, что у нас по семейным причинам слетели две юные девушки-тьюторы, нам нужен еще один тьютор-сверстник.
Вообще, это отдельная тема, которую мы развиваем, обдумываем, очень много крутим в разных ракурсах, и можно много написать, как это важно работать с типичными сверстниками в инклюзии. Потому что вы можете ребенку до дыр дочитать «Цветик-Семицветик», но подлинное чувство НЕСТРАХА рождается только из постоянного взаимного опыта, регулярного соседства и рутинного трения друг об друга в общем социальном опыте.
Поэтому мы это делаем в школе, где офигенно сложная и эффективная программа СОВА (сверстнико-опосредованные вмешательства при аутизме – научно-доказательная, кстати, практика) внедрена и ведется нашим хрупким гением Юлия Преснякова.
Поэтому мы пытаемся это делать в условиях допобразования, где разрабатываем модель ранней профориентации подростков с РАС.
Поэтому мы делаем это в рамках тренировок, где юные тренеры, ассистенты и тьюторы помогают нашим «деревянным» детям двигаться и осваивать движения так, чтобы выходить на соревнования и брать там медали.
И, знаете, в чем тут дело. Наши, «специальные», дети, разумеется, в такой поддержке нуждаются. Но все это не имело бы смысла, кабы все ограничивалось некоей гуманитарной миссией, жалостью и благотворительностью. Если бы вся эта игра была в одни ворота. Мы видим совершенно иное – блестящие дети, типичные, отличники, студенты Бауманки и МГУ, дети сложные и попроще, из хороших семей и не очень, получают неподдельное удовольствие, они тоже меняются. Они, как галушки, падающие в сметану, окунаются в этот специфический мир слабых, которые изнутри своей слабости посылают типичным товарищам поток такой силы, какую в иных условиях эти типичные не всегда могут сами раскрыть.
Я много думаю о том, что к нашим бы проектам привлекать и более сложных ребят, подростков формата террибль, таких, которые выплюнуты разными обстоятельствами и средами, в которых они не преуспели и оттого, покачиваясь, пошли кривой дорожкой. Для скольких такая ненавязчивая служба при ведении сверхпрофессиональными доброжелательными взрослыми могла бы стать терапевтичной и отрисовывающей утерянный горизонт.
Поскольку мама нашего новичка-тьютора написала свой пост, который я ниже поставлю, то я позволю себе сказать пару слов про Глеба. На мое объявление о срочном поиске тьютора 16-17 лет в лагерь отозвалось несколько человек. Валя сделала несколько срочным скайп-встреч с ребятами и выбрала Глеба – немножко зажатого мальчика, немногословного, несколько, как мне показалось, травмированного опытом особого сиблинга, вполне такого сомневающегося подростка, скованного характерным и мучительным поиском себя.
Поначалу Глеб осваивался, и мне казалось, что ему не очень уютно не столько среди особых ребят, сколько среди своих обычных товарищей, отличающихся уже опытностью, свободой, знакомством с задачами и даже некоторым мастерством в сопровождении ребят с РАС. Многие из них с нами в течение учебного года – они приезжают после своих колледжей и институтов к нам на площадку, чтобы ассистировать в тренировках, в работе IT-класса, в проведении занятий по лего-робототехнике. Эти бравые отроки уже давно обнаружили свои позиции, стоят на ногах крепко, давно прутся от этого инклюзивного бульона, в котором все они варятся.
Я волновалась, подхватит ли эта бригада новичка, поймает ли Глеб эту правильную волну, не зажмется ли больше. Но нет. Я и сама уже это знала. Мы с Глебом много болтали, когда он в перерывах между занятиями отдыхал в беседке у пруда. И я была спокойна – я знала, что ему все это очень нравится.
А сегодня его мама написала сперва мне письмо. А потом и пост. Который подтвердил мои выводы и даже больше – рассказал о более сильных эффектах.
Спать сегодня буду, как младенец. Хорошо, когда что-то получается не только у тебя".